«Знак преданности обожаемому монарху...» В феврале 1913 года – Ревель отмечал трехсотлетие Дома Романовых

Posted 24 марта 2014 by sovetnik.knemir...

15 Февраля 2013

«Знак преданности обожаемому монарху...»

Ровно век тому назад – в феврале 1913 года – Ревель отмечал трехсотлетие Дома Романовых: последнюю, как оказалось, знаменательную дату Российской Империи.

В ту пору, когда заседавший в Москве Земской собор избрал на царство шестнадцатилетнего боярина Михаила Федоровича Романова, Ревель, как и прочие города Эстляндии, находился под скипетром шведских монархов.

По понятным причинам столетие царской династии разоренный Северной войной и чумой город не отмечал. Празднованию двухсотлетия по всей Империи помешала война с Наполеоном.

Трехвековой юбилей пребывания Романовых на престоле Российской Империи было решено потому отметить с троекратным размахом.

 

Юбилейная топонимика

Подготовку к солидной годовщине начали заранее: еще осенью 1912 года Эстляндский русский национальный клуб предложил переименовать тогдашнюю Салонную улицу (ныне – Вейценберги) в Романовскую.

В декабре городская Дума постановила назвать Романовским проспектом одну из городских улиц. «Ревельский Вестник» поспешил оповестить: в честь правящей династии назовут отрезок Нарвского шоссе от Русского рынка до границ Екатериненталя.

Похоже, издание поспешило выдать желаемое за действительное: не проспектом, а Романовской улицей с 1913-го по 1923 год звалась нынешняя улица Крейцвальди, изначально именовавшаяся не слишком благозвучно – Чортова.

Ничего не вышло и из намерения присвоить гордое имя «Романовская» Ревельской центральной технической школе – исключительно потому, что выстроить ее городские власти до начала Первой мировой войны так и не успели.

Имя, точнее – фамилию – правящей династии получил в юбилейный год и дачный поселок, разбитый на землях поместья Саку: «город-сад Романово» просуществовал на картах до начала двадцатых годов.

 

Высокогуманно и необходимо

 

Самым ярким памятником юбилею столетней давности на территории нынешней Эстонии стал, пожалуй, комплекс больничных зданий, выстроенных в Нарве по проекту архитетктора А. Владовского.

О необходимости увековечения знаменательной даты строительством здания для социальных нужд гласные ревельской городской думы говорили еще накануне предшествующего юбилея – двухсотлетия присоединения Эстляндии к России.

В 1910 году, однако, губернатору удалось «продавить» собственное решение – ограничиться сооружением памятника Петру. Возможно, именно этот шаг предопределил прохладное отношение к монументу со стороны будущих государственных мужей независимой ЭР.

На страницах прессы мелькали предложения возвести за счет средств городской казны школу или народный дом, но денег катастрофически не хватало. Потому решили ограничиться малым: строительством ночлежного дома для двухсот постояльцев.

«Строго говоря, знаменательный юбилей следовало бы отметить более торжественным, более культурным памятником, - размышляли «Ревельские известия». – Но и это учреждение является высокогуманным по идее и необходимым для нашего города».

Идея, к сожалению, так и осталась «только идеей» – до начала Первой мировой войны приступить к строительству не успели, а потом – стало не до него.

 

Выражение преданности

 Мало кто из современных таллиннцев догадывается, что юбилей династии Романовых все-таки был увековечен в архитектуре города. Хотя и не совсем так, как замышлялось изначально.

Мысль увековечить юбилей сооружением церкви пришла в голову ныммеским дачникам. «Выражением любви и преданности обожаемому монарху станет воздвижение храма, в котором будут возносить молитвы Всевышнему за Царя и его Семью», - писали «Ревельские известия».

На каком-то этапе конкуренцию «неммесцам» попытались составить «екатеринентальцы»: те, кто предпочитал проводить летние месяцы в нынешнем Кадриорге. По их мнению, лучшим местом для храма-памятника могли бы стать окрестности домика Петра.

Неизвестно, чем закончилось бы соперничество, если бы барон Николай фон Глен, по сути – единоличный владелец Нымме, не уступил 1200 квадратных саженей земли безвозмездно и одним из первых внес крупную сумму на строительство.

«Этот щедрый дар доказывает, как велик интерес к будущему храму-памятнику не только среди русских православных, но и в среде немцев-лютеран, – утверждали «Ревельские известия». – Он подсказывает нам быть такими же щедрыми».

Торжественная церемония закладки «романовской» церкви состоялась 24 февраля 1913 года. Дальше дело застопорилось – на долгое десятилетие: освящен храм был только осенью 1923 года. «Юбилейный» его замысел был к тому времени позабыт.

 

Народный праздник

 Учитывая допущенные во время двухсотлетия присоединения Эстляндии к России промахи, городские и губернские власти решили превратить трехсотлетие дома Романовых в праздник по-настоящему общенародный.

Прежде всего, Биржевое общество, в которое входили практически все крупные предприниматели, повелело предоставить рабочим заводов и фабрик полностью оплачиваемый выходной день.

Для того, чтобы он не превратился в банальную попойку, во всем Ревеле 21 февраля 1913 года была запрещена продажа алкоголя на вынос. Зато кинематографы Общества трезвости раздавали бесплатные билеты на сеансы 20, 21 и 22 февраля.

Тех, кто мог позволить себе платные развлечения, приглашал Немецкий театр. На его сцене силами «Русской оперной труппы» из Санкт-Петербурга, а также местных любителей из музыкального общества «Гусли», была поставлена опера «Жизнь за Царя».

В праздничные дни пели в Ревеле не только по-русски, но и по-эстонски: «драматическое представление с хоровыми номерами «Жизнь за Царя или Иван Сусанин» было поставлено и в обществе «Эстония».

 

Царь из марципана

 

«По случаю Романовского юбилея Старый Таллин словно разом помолодел, приукрасившись, как жених на свадьбу», - свидетельствовала публикация в газете «Ristirahva Pühapäevaleht».

Частные владельцы вывесили над своими домами государственные флаги. Правительственные здания – задрапированы полотнами белого, синего и красного цветов, а также еловыми венками и гирляндами.

Ратуша и Морское офицерское собрание – нынешний Дом учителя на Ратушной площади – радовали горожан технической новинкой: электрической иллюминацией. Зрелище было примечательно вдвойне: центральная городская электростанция еще не была пущена.

В витринах магазинов были установлены портреты монархов – ныне царствующего и его предка трехсотлетней давности. Иные предприниматели выставили бюсты Николая и Михаила Федоровича, другие – ограничились цифрами «1613» и «1913».

Кондитерская Георга Штуде на Морской улице, известная современным горожанам как кафе «Майасмокк», радовала посетителей и прохожих целой «патриотической композицией», созданной из самой знаменитой продукции предприятия – марципана.

В центре витрины помещался отлитый из марципана древнерусский щит с профилем Царя Михаила Федоровича. Два марципановых богатыря поддерживали его. Вокруг располагались марципаны с изображениями кремлевских достопримечательностей.

«Кондитерская славится своими марципанами, но соорудить из них художественное произведение, сохранить стиль и колорит, и при том так удачно – это уже явление исключительное», - отмечали «Ревельские известия».

 

Символика фейерверка

 

Хотя днем 21 февраля погода, судя по газетным свидетельствам, к прогулкам не располагала, а к вечеру улицы обледенели, центр Ревеля был полон в день торжеств горожанами.

Одни спешили на светские мероприятия и рауты, другие – на «бесплатный обед с исторической декламацией», организованный городскими властями для всех нуждающихся в Пожарном доме.

В семь часов вечера на катке спортивного общества «Калев» вспыхнули огни фейерверка: во время ста восьмидесятиминутного «огненного шоу» поочередно были сожжены монограммы всех двадцати трех венценосных представителей Дома Романовых.

Сейчас, с высоты начала третьего тысячелетия, видится в этом банальном, собственно, пиротехническом аттракционе некий зловещий символизм: династии, управлявшей Россией на протяжении трех веков, править оставалось всего три года.

Но едва ли хоть один из участников ревельских торжеств столетней давности мог представить себе подобное развитие событий. Они веселились – возможно, мало задумываясь над официальным поводом торжеств. И были счастливы.

 

Йосеф Кац

stolitsa@tallinnlv.ee