Коломенское. К 400-летию воцарения Дома Романовых на российском престоле.

14 Марта 2013

45047

С XIV века Коломенское было княжеской, а затем великокняжеской и царской вотчиной. С приходом к власти Романовых наступает «Золотой век» Коломенского.

17 сентября 1640 года первый Царь Династии Михаил Федорович  отпраздновал новоселье во дворце, возведенном рядом с церковью Казанской Божьей матери. Здесь же построил дворец и его сын, Алексей Михайлович — 27 августа 1672 года он был освящен патриархом Питиримом. Дворец современники называли «восьмым чудом света». Он вошел в историю русского искусства как жемчужина древнерусской архитектуры.

Именно к этому времени резко возрастает роль Коломенского как государственного центра. Каждый год сюда на несколько месяцев — с начала весны и до осени — перемещался весь царский двор. Здесь принимали иностранных послов, здесь решались важнейшие государственные дела. В Коломенском воспитывались 16 детей Алексея Михайловича, в том числе будущий Царь Федор, Царевна Софья, Петр Великий. Роль «Второго Кремля» эта резиденция во многом сохраняла до переноса столицы в Петербург.

Строительство следующего дворца в Коломенском было закончено в июле 1767 года. Екатерина II распорядилась возвести его севернее церкви Вознесения — там, где некогда располагался дворец Василия III. Летом этого года Екатерина живет в Коломенском и следит за работой Уложенной комиссии — собрания депутатов от различных сословий, приглашенных в Москву для составления нового свода законов. Помня о традиции торжественного вступления в Москву из Коломенского в особо важных случаях, подобно Дмитрию Донскому после Куликовской битвы и Петру I после Полтавского сражения, Екатерина II 27 июня 1787 года торжественно въезжает из Коломенского в Москву. Эта церемония начинает празднование 25-летия ее царствования. В этом торжественном шествии Императрицу сопровождают внуки — Александр и Константин. События 1812 года печальным образом отразились на сохранности дворца Екатерины — в Коломенском стояла конница И. Мюрата. Дворец стал ветшать и в 1816 году был разобран. На выставке можно видеть его редкое изображение на акварели А. Н. Бакарева.

Следующий этап дворцового строительства в Коломенском относится к периоду правления Александра I. Сооружение в стиле ампир, созданное по проекту выдающегося московского архитектора Е. Д. Тюрина, было закончено в 1825 году. Умершему в том же году Императору не довелось его увидеть. В экспозиции представлены уникальные авторские чертежи этого дворца, от которого до наших дней дошел павильон.

К 1836 году относится грандиозный проект архитектора А. И. Штакеншнейдера, выполненный для Императора Николая I. В нем соединялись классические традиции с русским стилем, становившемся все более актуальным. Однако он не был осуществлен, поскольку стоимость намного превосходила выделенные на постройку средства

Помимо изобразительных материалов, в разделе выставки, посвященном дворцовому строительству, представлены уникальные экспонаты, позволяющие получить реальное представление о строительных приемах и характере интерьеров коломенских дворцов XVII–XIХ веков. Особую ценность представляют сохранившиеся элементы этих сооружений — стул из дворца Алексея Михайловича, дверные петли, а также изразцы, обнаруженные во время археологических раскопок на территории Коломенского.

Тему дворцового строительства продолжает экспозиция второго этажа, посвященная периодам правления русских царей, наиболее тесно связанных с Коломенским. Ценные художественные произведения, а также исторические памятники и реликвии периодов правления Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Николая I позволят получить представление о характерной предметной среде, о смене художественных стилей на протяжении XVII — XIX веков. Особое внимание привлекают мемориальные памятники. Среди них можно увидеть фрагменты Царского места из костромского Ипатьевского монастыря, которое принадлежало первому Царю из Династии Романовых Михаилу Федоровичу. Один из разделов экспозиции посвящен отпеванию Императора Александра I, состоявшемуся в 1825 году в Казанской церкви Коломенского во время остановки траурной колесницы на пути из Таганрога в Петербург. Внимание посетителей выставки, несомненно, привлекут живописные, скульптурные и графические портреты представителей династии Романовых и их современников. Вместе с произведениями декоративно-прикладного искусства XVII — XIX веков они призваны создать образ ушедшей эпохи правления Дома Романовых.