В столичном кинотеатре "Иллюзион" открылась Кинонеделя «Романовы и Россия» приуроченая к 400-летию Царского Дома.

19 Апреля 2013
19 апреля 2013 года Госфильмофонд России и кинотеатр «Иллюзион» торжественно  открыли Кинонеделю «Романовы и Россия», посвященную 400-летию воцарения Дома Романовых. Особую значимость  церемонии открытия придавало то, что Неделя была подготовлена при содействии Канцелярии Её Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны.

Сразу при входе в кинотеатр «Иллюзион»  можно увидеть небольшую, но выразительную выставку работ дореволюционного фотографа Сергея Прокудина-Горского. Интересно, что все снимки сделаны в цвете – на них представлены разнообразные кадры России: большие и малые города Империи, типажи того времени.

На одной из стен, на фоне российского триколора, были помещены портреты первого и последнего царствовавшего  из Царей Династии Романовых – Михаила Федоровича и Николая II.

На другой стене разместили кинокадры из игровых фильмов, в которых роли российских монархов  из Династии Романовых исполнили известные  отечественные киноактёры.

Неизменный  интерес зрителей  вызывал стенд,  посвящённый Российскому Императорскому Дому в изгнании, главойю которого ныне является Великая Княгиня Мария Владимировна.

Кинонеделя1В третьем фойе кинотеатра, самом большом, зрителя привлекала  стилизованная тумба с афишами кинолент начала ХХ века – здесь мелькали имена и лики королей экрана: Веры Холодной, Ивана Мозжухина, Витольда Полонского, Веры Каралли… И в этом не было ничего странного:  русский кинематограф родился  в николаевскую эпоху и к концу  правления  Николая II превратился из балаганного увеселения в настоящее искусство.

Не менее интересная картина наблюдалась в фойе - тут можно было встретить корифеев отечественного киноискусства:  актёров Алексея Петренко и Всеволода Шиловского,  режиссёра Светлану Дружинину и оператора Анатолия Мукасея…

Под сводами кинотеатра разносились звуки рояля – подобно тому, как в начале века, на заре кинематографа, слух зрителей в ожидании киносеанса услаждали  незамысловатые  импровизации тапёра, так и в этот вечер звучало фортепиано (в отличие от начала века – хорошо настроенное). Певец в чёрном строгом костюме исполнял арии  из классического репертуара.

Всё это создавало предощущение необычного праздника,  встречи с интересными  людьми из мира кино, с самим кинематографом.

Открыл Кинонеделю «Романовы и Россия» Генеральный директор Госфильмофонда Николай Михайлович Бородачев. Он говорил о том, что в отечественной культуре за последние годы произошли отрадные сдвиги: наше искусство стало смелее и чаще касаться тематики, ранее или запретной  или искажаемой. Но теперь стали больше пропагандировать достижения дореволюционного русского искусства  - в частности кинематографа. Знаменательная дата – 400-летие воцарения Дома Романовых – даёт прекрасную возможность зрителям увидеть фильмы о российской истории и российских Царях, как игровые, так и документальные. Генеральный директор Госфильмофонда сообщил присутствующим, что такие же кинопоказы  - «Романовы и Россия»  - состоятся не только в регионах Российской Федерации, но и в дальнем зарубежье - например, подобный проект уже подготавливается  совместно с мэрией города Ницца (Франция).

Член Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви иеромонах Никон Белавенец поблагодарил Госфильмофонд России за радость общения с единомышленниками,  за проводимую среди молодежи работу по возрождению былой мощи Отечества, а также за то, что Госфильмофонд предоставляет возможность видеть лучшие фильмы из своей коллекции не только в Москве, но и далеко за её пределами.

Своими мыслями о миссии Госфильмофонда в отечественной культуре взволновано поделилась Народная артистка России, кинорежиссер  Светлана Сергеевна Дружинина, посвятившая большую часть своей кинематографической деятельности историческому жанру в кино. Она отметила, что связь времен никогда не прерывалась, существовала всегда: даже в смутные годы нашей истории были великие люди, которые сохраняли связь времён. И наша задача донести  это до нового поколения и, сделав выводы на будущее, понять, что же наши предки делали ошибочно, чтобы впредь «не падать на лице своя».  

На эту же тему – связи времён – говорили народные артисты России Алексей Петренко  и Всеволод Шиловский, чьи выступления зрители нередко прерывали аплодисментами.

Приветственные выступления завершил представитель Канцелярии Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны, член Российского Дворянского Собрания Александр Юрьевич Королёв-Перелешин.  Им было зачитано  Приветствие Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны, в котором отмечалось, что Неделя приурочена к 400-летию преодоления русской Смуты, восстановления российской государственности и всенародного призвания Романовых на российский престол. Великая Княгиня отметила, что Кинонеделя «Романовы и Россия» станет заметным явлением в культурной жизни Москвы и существенным вкладом в осмыслении исторического пути России.


Приглашение Госфильмофонда

Кульминацией открытия стал показ документальных кинолент. Режиссёры Виссарион Алявдин и Борис Криницын показали свои фильмы «Возвращение Великого Князя» и «Россия, которую мы сохранили». Второй  фильм, повествующий о жизни России в 1911-1913 годах, построен исключительно на кинохронике, хранящейся в РГАКФД и в Госфильмофонде России.

Итак, Неделя «Романовы и Россия»  в кинотеатре «Иллюзион»  началась. В программе представлены дореволюционные киноленты, фильмы советского периода  и нового времени.

В рамках кинонедели зрители увидят более 15 игровых и документальных фильмов, созданных в разные периоды прошлого столетия, а также современную трактовку событий прошлого глазами кинематографистов нынешнего века. Среди них — «Воцарение Дома Романовых (1613)» (1913, Василий Гончарова, Петр Чардынин), «Трехсотлетие царствования Дома Романовых» (1913, Александр Уральский, Николай Ларин), «Петр Великий» (1909, Василий Гончаров, Кай Ганзен, Морис Гаш), «Поэт и царь» (1927, Владимир Гардин), «Царская охота» (1990, Виталий Мельников), «Княжна Тараканова» (1910, Кай Ганзен, Андре Мэтр), «Поручик Киже» (1934, Александр Файнциммер), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970, Юрий Швырев) и другие.

Каждая из картин уже стала  раритетом  и документом  своей эпохи – будь то игровые киноленты или хроникальные.  Известно,  что Госфильмофонд России хранит и показывает только раритеты.

Кинонеделя «Романовы и Россия» - это не только встреча с прошлым, но и с настоящим.



Евг. Барыкин и А. Бычков.
 

romanovy

http://www.gosfilmofond.ru/?action=news&idnews=108

По теме:

http://www.rg.ru/2013/04/29/romanovi.html

http://www.molva33.ru/news/?news=12167