«Монархизм в среде мусульман России как социально-политический и религиозно-мировоззренческий феномен».

Posted 11 апреля 2013 by sovetnik.knemir...

5 Апреля 2013
4 апреля 2013 года в Казани прошла научная конференция «Монархизм в среде мусульман России как социально-политический и религиозно-мировоззренческий феномен», посвященная 400-летию начала правления династии Романовых. Мероприятие было организовано Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ).

Открывая работу конференции, руководитель центра Раис Сулейманов отметил, что бытует устоявшийся стереотип о том, что российские мусульмане всегда боролись с российским государством и его правительством, что Российская империя выступала в роли «тюрьмы народов», а идея монархизма была совершенно чужда мусульманам. Однако исторические факты говорят абсолютно об обратном: подавляющее большинство мусульман воспринимали российских императоров в качестве «Ак патша» («Белого царя»), выступали искренними верноподданными, и свой патриотизм наиболее четко доказывали на полях сражений во славу Родины. Слова «Иман, Патша ва Ватан очен!» ( «За Веру, Царя и Отечество!») были идейно и духовно близки и понятны многих российским мусульманам. Тот факт, что монархические идеи разделялись российскими мусульманами, подтверждают и такие примеры как появление мусульманских монархических организаций в начале ХХ века в Поволжье. «К сожалению, либерально-националистическая парадигма восприятия исторического прошлого в Татарстане до сих пор отвергает монархизм и кадимизм (исламский традиционализм) как важную часть мировоззрения татарского народа в эпоху Российской империи в качестве предмета для гордости и восхищения», - уверен эксперт. По его мнению, написанные местными национал-историками ангажированные учебники и монографии по истории преподносят прошлое татар как бесконечную вражду с русскими и Россией, и таким образом, мировоззрение особенно татарской молодежи формируется на основе этноконфликтной исторической памяти. В этой связи весьма симптоматично, что отмечаемый по всей стране в разных регионах юбилей начала царствования Дома Романовых в Татарстане ни одно государственное научное, образовательное или культурное учреждение, кроме Приволжского центра РИСИ, не запланировало отметить хоть каким-нибудь мероприятием, посвященным этой круглой дате.

Ведущий научный сотрудник РИСИ Петр Мультатули, презентовавший на конференции свою новую книгу «Император Николай II и мусульмане», напомнил собравшимся, что лучшим свидетельством патриотизма российских мусульман было Смутное время, когда страна была на грани распада, однако казанские татары не поддержали центробежные тенденции в Поволжье, а влились в ряды народного ополчения. «Служить белому царю – это служить сакральной идее, - именно так российские мусульмане воспринимали монархию», - приводит их слова московский историк. По мнению исследователя, восстановление памяти о мусульманах-монархистах, которые были верны царской семье, даже после свержения монархии в России в 1917 года, является «нашим долгом».

Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман выступил с докладом на тему «Мусульмане и немусульманский правитель: взаимоотношения с точки зрения исламской теологии», в котором напомнил аят из Корана: «Подчиняйся Аллаху, пророку и тем, кто властью наделен». По словам мусульманского богослова, во времена пророка Мухаммеда был случай, когда первые мусульмане нашли спасение именно под властью христианского правителя. Речь идет об эфиопском царе Асхаме Наджаши, который принял в 615 году мусульман, бежавших от преследований язычников-курейшитов из Мекки. Это произошло еще до знаменитой хиджры (переселения) самого Мухаммеда в Медину (622 г.). Асхама Наджаши дал им защиту, спас от преследований. Таким образом, еще в ранний период истории ислама мусульмане имели опыт проживания под властью христианского монарха, находясь под его опекой. Поэтому казанский теолог раскритиковал призывы ваххабитов не подчиняться государственной власти, если она исходит не от мусульманина. «Понятие «Святая Русь» не является чуждым для российским мусульман»,- заявил Фарид Салман, напомнив, что в свое время Верховный муфтий России Талгат Таджуддин даже свой муфтият в начале 2000-х годов именовал как «Исламское центральное духовное управление мусульман Святой Руси». По его словам, монархические настроения были сильны среди татар гораздо больше, чем поддержка кадетов, эсеров или большевиков, а период правления Николая II является «золотым веком российского ислама».

Военный историк Рамиль Рахимов из Уфы детально остановился на теме службы российских мусульман в императорской армии. По словам ученого, мусульмане несли военную службу в составе иррегулярных (национальные формирования как башкирские полки или Дикая дивизия) и регулярных (рекруты) частей. Он коснулся и темы появления мусульманского военного духовенства в составе российской армии. Первый такой зафиксированный случай относится к русско-шведской войне (1788-1790), когда уже появились полковые муллы, участвовавшие в религиозно-патриотическом наставлении солдат-мусульман. Само появление института военного мусульманского духовенства связано с началом работы Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788 году. Рамиль Рахимов затронул тему верноподданичества и патриотизма среди мусульман-военных. «У татар и башкир есть такая разновидность фольклора – солдатские баиты (народный песенный жанр), и если их проанализировать, то мы можем найти массу примеров упоминания образа белого царя в его сакральной стилизации, а его правление воспринимается как легитимный порядок в государстве», - отмечает уфимский ученый.

Казанский историк Игорь Алексеев выступил с докладом о праздновании татарами в 1913 году 300-летнего юбилея начала правления династии Романовых. Удивительно насколько контрастно звучало описание тщательной подготовки и самого массового празднования этого события в начале ХХ века на фоне скромного отмечания 400-летия в 2013 году! «Активное участие татар Казани и Казанской губернии в праздновании 300-летия царствования Дома Романовых является одной из тем, которые предпочитают обходить молчанием многие историки из Татарстана», - начал свое выступление Алексеев. Он привел высказывание татарского историка Газиза Губайдуллина (1887-1937), который был свидетелем этого события. Губайдуллин отмечал следующее: татары обосновывали свое участие в организации подобного торжества тем, что на Земском соборе 1613 года они также избирали Михаила Романова на царство, т.е. имеют моральное право на празднование избранной ими на монархическое правление династии. Историк привел любопытные факты: в 1913 году рассматривалась всерьез идея открытия мечети им. 300-летия царствования династии Романовых, был составлен ее архитектурный план, начался сбор средств. Сами торжества прошли на Юнусовской площади Казани, собрав 10 тысяч татар – просто огромное по тем временам количество населения. Открылось празднование коллективной молитвой за царя под руководством богослова Галимджана Баруди (1857–1921), сопровождалось фейерверками и всеобщим ликованием. Великий татарский поэт Габдулла Тукай (1887-1913), которого в советское и постсоветское время почему-то постоянно записывают в ряды «борцов с самодержавием», написал в журнале «Мектеп» («Школа») специально приуроченное к царскому юбилею стихотворение, в котором есть такие строки:

«Триста лет Романовых держава
Осеняла земли и моря.
И сегодня вновь венчает слава
Род и имя белого царя.
Молока белее слава эта,
Ярче снега, чище белизны.
И летит как знаменье рассвета
Весть о ней во все концы страны.
Словно крылья птицы белоснежной
Манифест раскрыл нам белый царь.
И под сенью крыльев и надежды
Собрались народы, как и встарь».

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов выступил с сообщением о проведенном опросе татарской гуманитарной и естественно-технической интеллигенции об их отношении к дореволюционному монархизму и кадимизму среди татар. Выяснилось, что подавляющее большинство элементарно не в курсе о существовании мусульманских монархических организациях типа Царско-народного мусульманского общества, об участиях татар в патриотических манифестациях в поддержку царя (наиболее массовая прошла в Казани 22 октября 1905 года, в ходе которой мусульмане несли портреты царя Николая II), зачастую в первый раз в жизни слышали вообще о таких фактах. Причем опрашиваемые – очень образованные люди, часто с учеными степенями. «У подавляющего большинства татарской интеллигенции по-прежнему история своего народа трактуется в духе либерально-националистической парадигмы развития татарского народа в рамках Российской империи, а стереотипы настолько сильны, что многие элементарно отказывались верить в то, что участие татар в право-монархическом движении носило не маргинальный, а массовый характер, кадимизм был мейнстримом общественно-политических настроений мусульман», - констатировал исследователь, призвав как можно больше публиковать материалов и проводить чаще научные мероприятия на темы из истории татарского политического и религиозного консерватизма.

Присутствовавшие на конференции участники, также отметили перекос в интерпретации прошлого, когда многие исторические факты, которые как раз показывают то, что татар сближает с русскими и Россией, сознательно замалчивались или уничижительно трактовались, а упор делался на противопоставлении и противостоянии мусульман и православных.

Доцент Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев, известный краевед, привел такой факт, что во время Первой мировой войны великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918) дарила в госпиталях раненым православным солдатам иконы, а мусульманам Кораны, о чем нигде не упоминается.

Председатель Общества русской культуры Татарстана Александр Салагаев считает, что стереотипное клише «тюрьма народов» по-прежнему является центральным для учебников по истории Татарстана и татарского народа. «Примером апофеоза подобной русофобии является учебник Якуба Шарапова и Дании Сабировой, по которому учат студентов в казанских вузах: чего стоят только названия параграфов типа «Древнейший Татарстан» или слова «Русские войска вступили на территорию Татарстана» применительно к XVI веку», - привел примеры казанский профессор.

Лидер немецкой общины Татарстана Виктор Диц заметил, что сторонники либеральной парадигмы, базирующаяся на национал-сепаратизме, являются врагами своих детей, потому что они хотят развала России.

Благочинный Алексеевского округа Татарстанской митрополии Русской православной церкви о.Павел (Чурашов) сказал, что мы часто не знаем своей истории, многое с большим трудом приходиться реабилитировать, ломая укоренившиеся стереотипы.

Подводя итог конференции, ее модератор Раис Сулейманов отметил, что сегодняшнее мероприятие – это начало сложного, но необходимого для страны процесса восстановления памяти о славных страницах прошлого Российской державы. Сегодня главной задачей является потребность показать, что мусульмане – это составная часть российской цивилизации, и наша страна не являлась и не является врагом для ислама, как сейчас пытаются убедить в этом арабские проповедники из стран Персидского Залива и их единомышленники у нас в стране при поддержке заокеанских кураторов, распространив это убеждение на молодое поколение мусульманской уммы России. Вот почему РИСИ проводит конференции по разоблачению укоренившихся в массовом сознании мифов в отношении кадимизма, монархизма и державнических настроений среди мусульман России. Труд этот нелегкий, но нужный. И неудивительно, что нынешний глава Татарстана Рустем Минниханов на сказанную либералом Михаилом Прохоровым фразу о том, что России нужен во главе страны эффективный менеджер, ответил очень четко и прямолинейно: «Стране нужен царь! Царь - это мужественный человек, который отвечает за страну!»


http://www.apn.ru/publications/article28900.htm